Эпистемологические проблемы истории педагогики

Указанные особенности четырех разделов истории педагогики показывают сложный и, по удачному выражению проф. М. Депаепе, хотя и сказанному по другому поводу, «гибридный» ее характер, причем предметы ее исследования возникли хронологически неодновременно. История педагогики междисциплинарна по определению, и корректность ее результатов достигается именно тогда, когда к конкретной области историко-педагогического знания применяется соответствующий именно ее природе комплекс научных методов, когда исследователь понимает особенности этого раздела на фоне других разделов истории педагогики. Историк педагогики строит вою работу в области одного из разделов историко-педагогического знания так, чтобы она вошла в сцепление и со всеми остальными разделами историко-педагогического знания. Неучет иных сфер педагогики может отрицательно сказаться на общем результате работы. Варианты такого «интерсекционного» взаимодействия могут быть различны. История педагогики, как и сама педагогика, синтезирует различные относящиеся к воспитанию и обучению ребенка сферы знания. Но если история педагогики в ее наиболее полном варианте вбирает все четыре указанные сферы, то сами педагогические науки еще не включают их, и пока не стремятся это сделать. Нормативная структура педагогики до сих пор не отводит подобающего места изучению педагогического обычая и педагогического сознания. Они представлены, если вообще учитываются, как маргинальные педагогике сферы, относящиеся по преимуществу к экстраординарным периодам, регионам или группам населения со своими особыми образовательными проблемами, не укладывающимися в структуру педагогического знания. Историко-педагогический синтез всех четырех частей историко-педагогического знания не означает, однако, применения единого исследовательского метода. Мета метод истории педагогики – это синтез сфер знания об условиях, в которых протекает и осуществляется педагогический процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого конкретно-историческим образом.