Эпистемологические проблемы истории педагогики
Более того, в одних и тех же условиях два ребенка дадут совершенно отличающиеся друг от друга результаты одинакового на них воздействия. Таким образом, достоверность педагогического знания в плане его прогностической функции весьма проблематична. В педагогике невозможен универсальный научный принцип проб и ошибок, в ней нельзя добиться пробами более или менее полной проверки выдвинутого утверждения. Критерием истинности выступает успех идеи, что отражает принципиально вероятностный характер педагогических наук. Историко-педагогическое знание выступает как знание о смене схем, норм, способов, стандартов, идеалов предикации, если под предикацией понимать приписывание объекту мысли определенного предиката, т.е. свойства. Вечная для истории образования проблема соотнесения педагогических взглядов и практики выступает как проблема репрезентативности творчества тех или иных педагогов как выразителей мысли и практики всей своей эпохи. В педагогике никогда не удастся получить двух запланированно одинаковых учеников. И, соответственно, история педагогической мысли – история вероятностного знания, история педагогического идеализма, история идеальных конструкций, с той или иной степенью вероятности претендующих на истину, то есть история вероятностного знания и вероятностной практики. Это история рекомендательности в культуре в целом и в образовании в частности. История педагогической мысли выполняет свою функцию наиболее оптимально, когда она является историей теорий, а не одной сейчас принятой в науке теории. Вероятность сопротивляется тоталитарно-монической закономерности. История педагогической мысли в результате своей деятельности разрабатывает свою теорию исторического развития педагогического знания, в том числе истории различных педагогических наук, теорию, основанную не только и не столько на современных педагогических взглядах, сколько на общем историко-культурном мировоззрении исследователя. Эта «теория жизненного пути» педагогических наук может оказать сильное стимулирующее воздействие на теоретическое сознание педагога-практика и педагога-теоретика, показать им современную теорию и практику совсем с иной стороны.