Эпистемологические проблемы истории педагогики

Научным продуктом исследования здесь выступает прежде всего история организационных форм обучения и воспитания вкупе co статистикой. Педагогическая практика может наблюдаться и в современной Германии, и в древнем Египте, и в африканских племенах, так же как, с другой стороны, и педагогический обычай мы находим во всех человеческих обществах. С точки зрения науковедения, разница исследований обычая и практики – в структуре, принципах и ведущих идеях построения научного знания в том или в другом случае. История педагогической практики как рационалистической отрефлектированной планомерности, осуществляемой в действиях, приводит к осуществлению фактографически-регистрационной и реконструирующей функций исторической науки, выстраивающей динамическую временную последовательность дискретных фактов и объясняющей их закономерность. В отличие от этого, неосознанность педагогического обычая реализует в большей степени моделирующую функцию изучающего его научного знания, которое выстраивает статические картины, охватывающие довольно длительное время, целиком тот или иной исторический период развития конкретной цивилизации. Изображение педагогического обычая – есть также описание исторического феномена, но относящееся в большей степени к истории человеческой культуры, а не к истории деяний. На ранних этапах истории воспитания и обучения обычай и практика были связаны более тесно, чем впоследствии, с появлением школы, когда они разошлись дальше друг от друга.

История педагогического сознания. Это история неотрефлектированных, распространенных в массах представлений по поводу воспитания и обучения. Здесь царство ментальности, инокультурных стереотипов и тому подобного. Здесь господствуют архетипы сознания. Педагогическое сознание царит вне школы, но и в ее стенах его доля в мышлении педагогов весьма велика. «Педагогическое бессознательное» можно изучать прежде всего методами «истории ментальностей». В нем нет теорий, концепций, но есть постулаты, отношения, максимы. Педагогическое сознание хорошо выражается в тех спонтанно возникающих из недр той или иной культуры текстах, которые внезапно сочиняют лица, никогда ранее не писавшие на педагогические темы и мало читавшие по этому поводу.