Эпистемологические проблемы истории педагогики

История педагогического обычая. Это часть этнографии детства, педагогическая этнология. История педагогического обычая реконструирует бессознательные, стереотипные взаимодействия взрослых и детей в педагогическом процессе. Это воплощения педагогического сознания, о котором речь еще впереди. Они основываются на архетипах той или иной культуры. Хотя знание истории педагогического обычая этнографично, но не вся культурантропология детства подпадает под наш термин, а только та, что охватывается понятиями «educational anthropology», «народная педагогика», «этнопедагогика» и т.д. В него не входит этнография возрастных классов и групп, обычаев вскармливания ребенка, ритуалов зачатия и рождения и пр., то есть все то, что не связано с целенаправленным, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком.

История педагогического обычая вследствие своеобразия своего предмета изучает его тоже своеобразными историко-этнографическими методами, приобретающими историко-педагогическую характеристику. Эти методы не могут быть распространены на остальные части истории педагогики. Получаемый с их помощью продукт может быть проанализирован прежде всего с точки зрения соблюдения этнографической адекватности методов изучаемому явлению. Этот исследовательский продукт выступает прежде всего как воссоздание повседневной педагогической среды того или иного общества – будь это африканские племена банту или современная Россия. Такую среду можно образно назвать «хаосом воспитания» и описывает его история педагогического обычая.

История педагогической практики. Если внутри педагогического обычая превалируют воспитательные моменты, то в педагогической практике доминанту составляет процесс обучения подрастающего поколения. Педагогическая практика – это организованное целенаправленное, опирающееся на определенные теоретические концепции, взаимодействие общества – в лице педагогов – и ребенка. Основные методы изучения – историко-социологические и историко-методические . История школьного дела входит сюда так же, как и история домашнего обучения. История педагогической практики – это история вечных попыток осуществить те или иные общественные цели и научные идеалы в действительности, это история практического разрешения образовательных проблем в условиях развитых цивилизаций.