Электронный портфолио для оценки учебных и творческих достижений учащегося
Выделим следующие особенности портфолио: использование каждым учащимся портфолио на базе средств ИКТ способствует развитию его творческого и критического мышления за счет обеспечения возможности осуществления антиципации и рефлексии, а также интенсификации учебного процесса за счет реализации таких дидактических возможностей средств ИКТ, как возможность накопления больших объемов информации, незамедлительной обратной связи, автоматизированного контроля, доступа к информации преподавателей и родителей, ее структурирования.
Под рефлексией будем понимать оперирование субъекта собственным сознанием, обеспечивающее выявление условий и оснований системы собственных действий и поступков, а также выход субъекта из текущего процесса осуществления деятельности. Рефлексивные умения выражаются в способности человека формировать представления о себе, о своей деятельности, прогнозировать ее и планировать, а также выяснять и анализировать мнения других людей о своей деятельности и о себе. Рефлексивные умения — важнейший компонент в структуре инновационной деятельности специалиста, поскольку специалист с развитыми
рефлексивными умениями имеет большие возможности в реализации творческого потенциала. К общим рефлексивным умениям относятся:
• умение ставить реальные цели как основу для оценки результативности своих действий;
• умение адаптировать, дополнять или изменять план, программу, формы и методы работы соответственно конкретным условиям в целях достижения оптимальных результатов;
• умение прогнозировать последствия своих профессиональных действий, осуществлять контроль и самоконтроль, анализировать результаты выполненной деятельности, самокритично относиться к ней;