Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними

С точки зрения В.Ф. Матвеева, можно представить следующие категории дезадаптированных детей:

- трудновоспитуемые дети и подростки. Уровень дезадаптации у них близок к норме, он обусловлен особенностями темперамента, наличием легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития, особенностями социально-психологической и педагогической ситуации воспитания и развития;

- нервные дети, не способные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими значимыми людьми;

- трудные подростки, не умеющие решать свои проблемы социально-приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, акцентуациями, неустойчивой эмоционально-волевой сферой, изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся явно выраженными и со временем необратимыми;

- фрустрированные подростки. Им свойственны устойчивые формы само разрушающего поведения, опасного для их здоровья, духовного и нравственного развития (сексуальные отклонения, домашнее воровство), будущего социального положения (прекращение учебы, бродяжничество), жизни (склонность к суициду);

- подростки-делинквенты, балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально приемлемыми представлениями о добре и зле .

Подводя итоги, можно сказать, что социальная дезадаптация — явление многократное в основе которого лежит не один, а множество факторов, к которым можно отнести: индивидуальные факторы; психолого-педагогические факторы; социально-психологические факторы; личностные факторы; социальные факторы.

Дополнительными факторами, оказывающими влияние на формирование дезадаптации, являются запущенность, депри-вация, фрустрация и внутренний конфликт.