Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними

В зависимости от глубины и степени деформации процесса социализации В.Ф. Матвеев выделяет две стадии социальной дезадаптации .

1. Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные асоциальные проявления.

2. Вторая стадия социальной дезадаптации — социально запущенные дети и подростки. Для них характерно глубокое отчуждение от семьи и школы. Их формирование идет в основном под влиянием криминогенных и асоциальных групп. У социально запущенных детей происходит глубокая деформация и искажение нормативной и ценностной сферы, что выражается в асоциальном поведении и противоправных действиях. Такие подростки профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и имеют установку на паразитическое существование.

Л.И. Божович отмечает, что подростковый возраст — явление конкретно-историческое. И не случайно отчуждение подростков от взрослых, конфликты с взрослыми наблюдались в особенно острых формах в прошлом, при традиционных отношениях, когда образы послушного ребенка и поучающего взрослого были достаточно жестко зафиксированы. Не случайно и то, что в современной ситуации, когда эти роли в значительной степени размыты, а отношения между родителями и детьми часто носят совершенно иной характер, кризисная симптоматика выражена не столь ярко. Однако признание культурно-исторических и других различий: социально-экономических, половых, этнических и, конечно, в первую очередь индивидуальных, как справедливо отмечала Л.И. Божович, — "не исключает наличия общих для всех подростков психологических особенностей; определяемых возникающими в логике психического развития и специфическими для данного возраста новообразованиями" .