Взаимодействие педагогов с детьми

Если конфликт возник между самыми маленькими, годовалыми детьми, которые еще не способны договориться друг с другом, взрослому следует предложить одному из них такую же игрушку, как и у сверстника, или отвлечь внимание малыша на что-то более интересное, успокоив его, взяв на руки, если он плачет. В этом возрасте дети быстро переключаются и легко забывают огорчение.

Введение ограничений. В описанных способах взаимодействия взрослых с детьми акцент делается на правах ребенка: свободно выражать свои чувства, иметь и отстаивать свои желания, право быть выслушанным, право на поддержку. Однако личностно-ориентированное взаимодействие предусматривает и введение необходимых ограничений. Признание взрослыми прав ребенка не означает вседозволенности, даже самый маленький должен знать и понимать, чего он не имеет права делать, за что придется отвечать, ведь он живет среди людей, значит надо учитывать их интересы, выполнять определенные нормы.

Действия, опасные для жизни и здоровья ребенка и окружающих, обижающие и оскорбляющие других, следует пресекать категорически. Ребенок должен знать слово «нельзя» (забираться на подоконник открытого окна, брать в рот песок, камни, ветки, причинять боль другим людям и животным и т.п.). При этом необходимо объяснять ему причину запрета.

Вводя ограничения, взрослым надо сначала установить границы, а затем требовать их соблюдения. Это не означает, что воспитатель должен ознакомить ребенка со всевозможными нежелательными поступками. Дети познают правила поведения в повседневном опыте. Если ребенок впервые совершил нежелательный поступок, надо достаточно спокойно сказать, что этого делать нельзя, и объяснить, почему. Но если он продолжает вести себя плохо, и его не удается остановить мирным путем, он может быть наказан, при этом наказание не должно пугать или обижать его.

Например, малыш расшумелся, кричит, толкает детей. В этом случае ему следует объяснить, что он всем мешает и обижает детей, предложить более спокойную игру. Если он не слушает воспитателя и продолжает поступать по-своему, взрослый может взять его за руку, посадить на стульчик подальше от детей, и объяснить, что он будет сидеть до тех пор, пока не успокоится. При этом взрослый сам не должен вести себя агрессивно, грубо тащить ребенка за руку. Наказание не должно быть длительным. Ребенок всегда тяжело переживает его, чувствует себя виноватым.