Взаимодействие педагогов с детьми

Оля изо дня в день играет только с одной игрушкой — мишкой. При этом она воспроизводит одно и то же действие (катает его в коляске), не хочет заниматься ничем другим, избегает общения со сверстниками. В этом случае педагог должен постараться расширить круг интересов ребенка, побудить его к новым видам деятельности, к совместной игре с другими детьми.

Например, взрослый может предложить Оле построить для мишки домик, слепить из пластилина пирожки, нарисовать картинку. Чтобы вовлечь девочку в совместную игру со сверстниками, можно предложить ей устроить день рождения мишки и пригласить в гости детей. На «празднике» они будут водить хоровод, танцевать, петь, играть в подвижные игры и пр.

Так, с помощью игровых приемов, воспитатель сможет вовлечь ребенка в разные виды деятельности, в процессе которых он будет обучаться элементарным приемам лепки, рисования, конструирования, приобретет опыт общения со сверстниками.

Обсуждение как способ разрешения конфликтных ситуаций. Необходимость в коррекции действий и поступков детей часто возникает в различных конфликтных ситуациях, когда одних замечаний бывает недостаточно, но разрешение их не должно приводить к новому конфликту; не следует дерущихся из-за игрушки детей с силой растаскивать в стороны, сопровождая свои действия порицаниями и угрозами. Насилие и агрессия порождают ответные насилие и агрессию. Эффективным способом в данном случае будет обсуждение с детьми проблемы, которая может возникнуть как между самими детьми, так и между ребенком и взрослым. Взрослый помогает выявить проблему, подсказать наиболее предпочтительное ее решение, оценить результат, похвалить детей за удачный выход из положения.

Обсуждение возможно лишь в том случае, если дети откликаются на призыв взрослого. Если конфликт слишком затянулся и они ничего не видят и не слышат вокруг себя, воспитатель может спокойно забрать у них игрушку и объяснить, что отдаст ее тогда, когда они помирятся и договорятся друг с другом. Если начинается драка, ее следует прекратить. Можно протянуть между ними руку и сказать: «Я не позволю вам драться, а вы лучше поговорите о том, что происходит». Обучение детей решать конфликты через обсуждение помогает им ладить друг с другом, а награда играть вместе постепенно становится сильнее желания обладать игрушкой.

Обсуждение используется с детьми, которые могут хотя бы в нескольких словах выразить свое желание, мнение, помогает формированию самооценки ребенка, дает ему чувство уверенности в себе, способствует налаживанию взаимоотношений с другими.