Возрождение социальной педагогике в России

1.Теория и практика социального воспитания В.А. Сухомлинского

В 60-70 гг. ХХ в. в педагогической науке и практике наметился явный поворот в сторону социальной педагогики, создания и развития ее организационных форм и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, связанных с разработкой системного подхода в обучении и воспитании.

Василий Александрович Сухомлинский – педагог-исследователь, автор работ по проблемам практической педагогики .

Создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, её субъектно-субъектном характере, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Педагог трактовал воспитание как процесс реализации присущих ребёнку врождённых свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.

В 50-е гг. В.А. Сухомлинский разрабатывал продуктивные пути соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности. Сельскохозяйственный труд – основное средство развития личности.

В начале 60-х гг. центральной для В.А. Сухомлинского стала проблема коммунистического воспитания школьников, в которой автор видел средство формирования «мыслящих личностей». Предусматривало отказ от абсолютизации подчинения и контроля со стороны коллектива. Утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом, основой воспитания считающую проблему человечности.

С середины 60-х гг. В.А. Сухомлинский исследовал проблемы, связанные со стимулированием познавательной деятельности учащихся. Был убеждён, что превратив учение в радостный труд, можно решить задачу развития школьников. Важнейшим инструментом считал ощущение у учащегося успеха в учении, переживание радости познания. Большое внимание уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельному раскрытию ими важнейших нравственных принципов. Важное значение имели «уроки мышления» среди природы. Большую роль отводил созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления .



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  Следующая > В конец >>