Возможные негативные последствия воздействия средств ИКТ на учащегося
Общеизвестно, что любой пользователь Интернета может найти себе собеседника, единомышленника, партнера по информационному взаимодействию, представив себя как личность в весьма разнообразной интерпретации. Работая в сети, обучаемый может выразить свою индивидуальность путем простой текстовой регистрации или имитировать свое «я» с помощью виртуальных образов. Например, используя средства мультимедиа, ученик может представить себя в виде аудиовизуального ряда или в любом другом текстовом, графическом или анимационном виде, а затем разместить свое само представление в глобальной сети и искать друзей среди тех, для кого это представление приемлемо. Или другой пример. Изменяется и весьма активно, казалось бы, уже забытый к концу XX в. эпистолярный жанр, причем в области эмоций, так как ответ на письмо, отправленное по email, можно получить в считанные минуты. Сам процесс ускорения информационного взаимодействия внутри современного социума в настоящее время имеет весьма существенные позитивные последствия, как за счет экономии времени, так и за счет возможности выбора вариантов желаемого взаимодействия.
Психологами изучается возможность преодоления в электронной среде половых и национальных различий личности, разделения телесного образа и индивидуальной сущности, влияющих на сознание и эмоции личности. Обращает на себя внимание тот факт, что при работе в сетях самосознание и самоопределение индивидуума не зависит от возраста, пола, внешности, национальности. Происходит в некотором роде отделение индивидуальной сущности от телесного образа. Очевидно, что разрушение в сознании обучаемого традиционного ощущения своего собственного «я» не может не повлиять на его личностные качества. Вопрос о степени этого влияния на индивидуальные характеристики индивидуума остается пока открытым. В частности, высказываются мнения о том, что освобождение от физических оков, от собственных телесных форм, которое происходит в виртуальной среде, создает определенные преимущества в осознании индивидуумом своего «я».
Рассмотрим еще два негативных аспекта проблемы использования школьником ресурсов сети Интернет в школе и дома при выполнении домашних заданий. Во-первых, язык большинства материалов, написанных в основном для использования взрослыми, труден для понимания учениками. Во-вторых, для учащихся существует потенциальная возможность найти в Интернете материалы, нежелательные для них с точки зрения этики и морали.