Возможные негативные последствия воздействия средств ИКТ на учащегося
К этим понятиям можно отнести геометрические образы, сложные физические и химические явления и процессы. В процессе изучения дисциплины с использованием разного рода моделей можно воспроизвести сложный объект, явление или процесс в форме, доступной для понимания. Участие ребенка в наблюдениях за анимированными моделями, работа в глобальных информационных сетях меняют его эмоциональные ощущения и чувства.
На ребенка в период «присутствия» его в экранном мире оказывается определенное психологическое воздействие, которое вызвано активным вторжением в естественный внутренний мир человека искусственных, иллюзорных впечатлений от виртуальных объектов, сюжетов «экранной» реальности. В этих условиях учителям и родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок постоянно осознавал свое присутствие в мире, отличном от мира реального. В современной научной литературе стали появляться утверждения, что если виртуальный экранный мир компьютера станет слишком реальным, то ребенок может в итоге совсем «оторваться» от реального мира и перейти в некоторую субстанцию — супер пространство. Однако существуют и другие мнения о том, что компьютерные виртуальные миры подобны реальности экрана телевизора, реальности игры актеров в театре или кино, поэтому не стоит драматизировать ситуацию.
Вместе с тем формирование виртуального мира с его ирреальными и фантазийными отображениями действительности, пусть даже созданными опытными и талантливыми методистами, психологами и дизайнерами, происходит в настоящее время лишь на базе эмпирики и эксперимента. Здесь следует сказать, что за всю историю развития педагогики и как искусства, и как ремесла, и как науки появилась технология, позволяющая задействовать не столько области сознательного и подсознательного психики человека, сколько область бессознательного (в терминологии З. Фрейда и К. Юнга). Эта область психики человека не только мало доступна современной науке, но и даже не исследованы подходы к реализации ее ресурсов в образовательных целях. Потому так важно, погружая обучаемого в виртуальный мир, не навредить, прикасаясь к этой неизведанной области психики человека.