Возможности гипертекстовой технологии по созданию ЭУК
Например, практически во всех современных мультимедийных электронных учебниках помимо поиска по оглавлению или предметному указателю доступен комплексный поиск. Задав определенный набор ключевых слов, можно найти не только разделы с текстом, содержащим указанные слова, но и соответствующие им видео или анимационные иллюстрации, моделирующие программы. Программные средства для создания ЭУК (Net-школа, VLE и др.) позволяют педагогу заранее сконструировать траекторию обучаемого для работы с системой, обозначить в ней необходимые и дополнительные элементы. В ходе же «электронного урока» при необходимости можно тут же корректировать предложенную ранее последовательность действий, индивидуализируя принцип навигации. Однако чаще управление процессом обучения осуществляет сама система. Для этого обучаемому на этапе текущего контроля предлагаются вопросы и задания и в случае неправильного ответа автоматически выполняется переход к разделу, усвоенному в недостаточной степени. Мы говорим о возможностях современных гипертекстовых систем, вовсе не предполагая, что все это будет под силу реализовать самим педагогам, создающим электронные образовательные ресурсы. Это нужно для того, чтобы они могли стать полноправными участниками проектов по созданию ЭУК – предоставляя не только содержательную часть, но и внося свои предложения по структуре и функциональным возможностям таких курсов.
Уже на стадии структурирования учебных материалов для будущей гипертекстовой системы должны быть проанализированы возможные траектории и разработаны наиболее приемлемые принципы навигации. Возможно, что в одном случае будет достаточно оглавления, состоящего из гиперссылок, отсылающих обучаемого к соответствующим разделам курса, а в другом понадобится и навигационная карта с динамически отслеживаемой траекторией обучаемого, и полнотекстовый поиск и т.д. Богатое и полноценное использование гипертекста, отличающегося тщательно спроектированным интерфейсом, способно поддерживать успешную среду для различных видов обучения. Речь здесь идет о принципе, состоящем в расширении и приспосабливании базисных возможностей гипертекста не только с помощью в известной степени стандартных средств для доступа, используемых, например, для просмотра страниц Internet, но и инструментов, которые помогают пользователю работать с материалом концептуально: гиды, индексы, опросы.