Воспитание и школа в Византии

Педагогическая мысль

Античная педагогическая традиция в Византии была особенно влиятельна в IV-V вв. Ее развивали неоплатоники из Афинской Академии и высших школ в Малой Азии, Сирии, Александрии (Плутарх Афинский, Прокл, Порфирий, Ямвлих, Эдессей Каппадокийский, Амоний, Симпликий и др.). Неоплатоники считали, что воспитание и обучение должны быть ориентированы на высший духовный мир, на непреходящие идеи. Вектор воспитания направлялся прежде всего на самосовершенствование, на познание собственной души. Подобное познание предлагалось осуществлять через "божественное озарение" и "экстаз" путем концентрации внимания и интенсивных молитв.

Постепенно, однако, усиливалась христианская традиция педагогической мысли. Византийские богословы в течение VI-XV вв. предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения. Эти идеи оказали сильное влияние на весь православный средневековый мир.

Так, Авва Дорофей (VI в.) рассматривал светскую образованность как путь познания божественной истины. Чем ближе познание к богу, тем больше должна возрастать любовь к ближнему.

Максим Исповедник (VII в.) определял человека как микромир, который надо путем воспитания привести к гармонии между земным и небесным существованием. Для достижения такой гармонии следует бороться с грехопадением человека и добиваться его развития сообразно человеческому естеству, опираясь на волю "как силу стремления к слиянию с природой".

Один из первых средневековых схоластов Иоанн Дамаскин (675-753) в философско-педагогическом трактате "Источник знания" развивал идею универсальной, энциклопедической образованности.

Патриарх Фотий (820-897) полагал, что подрастающее поколение должно усваивать точно сформулированные общечеловеческие нравственные нормы, разумеется, в православной христианской интерпретации.

Продолжателем восточно-христианской педагогической традиции был Симеон Новый Богослов (949-1022). Он крайне отрицательно относился к светскому образованию и ратовал за монастырское религиозное обучение и воспитание, считая монастырь "миром духовного учительства и ученичества".