Влияние компьютера на функциональное состояние организма и здоровье учащегося

Первая группа факторов — влияние на зрение. Важнейшей частью персональных компьютеров является дисплей (видео дисплейный терминал (ВДТ), экран, монитор). Наибольшее беспокойство вызывает именно работа за дисплеями: безопасна ли она для зрения, для нервной системы, не вызывает ли появления или развития различных заболеваний? На основе заключений национальной и международной организаций здравоохранения можно сказать, что ответы на этот вопрос неоднозначны. Люди, работающие на компьютерах каждый день, безусловно, подвержены риску проявления компьютерного зрительного синдрома (общепринятое сокращение — CVS). Фактически CVS стал наиболее широко распространенной проблемой здоровья в мире, связанной с применением ЭВМ.

Рассмотрим особенности строения и функциональных свойств зрительной системы человека применительно к условиям работы с компьютером и представим некоторые рекомендации по оптимизации характеристик дисплеев компьютеров. Эти предложения даны в соответствии с физикофизиологическими свойствами глаз человека. Многими исследователями уже доказан тот факт, что работа с ВДТ сопряжена со значительным зрительным напряжением; работа с ними тяжелее, чем с бумажными текстами. В процессе работы приходится иметь дело с изображениями на экране монитора. Картинка на экране монитора по характеристикам не соответствует тому, к чему приспособлены наши глаза; соответственно зрение у сидящих за монитором портится.

Рассмотрим основные отличия печатного текста и текста, представленного на экране монитора. Считывание текста, таблиц, графиков с экрана отличается от чтения той же информации с листа бумаги по нескольким причинам.

Во-первых, при работе с дисплеем пользователь целиком зависит от положения дисплея, тогда как при чтении печатной продукции легко можно изменить положение листа для наиболее комфортного восприятия информации. Следует также отметить, что расстояние между глазами и экраном и направление взгляда не могут быть изменены по желанию и часто отличаются от условий чтения печатного текста.