Вальдорфская педагогика
В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики».
Московская свободная вальдорфская школа работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей.
Работа не делится на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки , а также специфические для вальдорфской школы дисциплины - эвритмия и изображение форм - рисование сложных узоров, графика.
Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика . Это в начальных классах. А в старших - работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать.
Школа Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей. Если представить «школу Л.Н.Толстого» как технологию, то можно отметить ее максималистскую концепцию:
• воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, неплодотворно, незаконно, невозможно;
• воспитание портит, а не исправляет людей;
• чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы.
В последний период жизни Л.Н. Толстой перешел к другой крайности - педагогическому морализму с религиозным оттенком.