Условия организации продуктивного запоминания в обучении
Результативность учебной деятельности школьников в большой степени зависит от уровня сформированности процессов памяти. Трудно определить, какой из процессов памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание) оказывается более востребованным в учебной деятельности. Однако очевидно, что особая роль принадлежит запоминанию, так как именно оно оказывается задействованным с первого дня включения ребенка в систематическое обучение. Ему необходимо усвоить нормы и правила школьной жизни, содержание учебного материала, имена и фамилии одноклассников.
Принадлежность изучаемых понятий, навыков и умений к тем или иным областям знаний, учебным дисциплинам определяет специфику используемых приемов запоминания. Так, заучивание правил грамматики требует иной работы с материалом, чем заучивание математических или физических формул.
Результаты учения находятся в прямой зависимости от субъективных (отношение к учению) и объективных (особенности учебного материала) факторов. Установлено, что структура и методы учения, способы запоминания определяются содержанием учебного материала, в котором различаются предметная, образная, речевая и символическая формы. С помощью этих форм материала передается смысловая, сигнальная, ценностная и командная информация. Успешность усвоения этого своеобразного языка зависит от его соответствия характеру запоминаемого материала, владения данным способом кодирования информации и соответствия структуре мышления учащихся.
На эффективность запоминания влияет также трудность материала. Известны опыты Крюгера, который установил, что запоминание легкого материала может быть изображено в виде кривой научения с отрицательным ускорением (сначала научение идет очень быстро, а затем резко замедляется). При повышении трудности кривая приобретает линейную форму, т.е. научение становится пропорциональным числу упражнений. Если же материал максимально труден, то возникает кривая с положительным ускорением, т.е. сначала научение идет очень туго, но по мере увеличения количества упражнений запоминание происходит все быстрее. Несмотря на это и другие исследования, до сих пор непонятно, почему один материал учащиеся запоминают быстрее и с меньшим количеством ошибок, а другой - медленнее и с большими пробелами и ошибками.