Условия организации продуктивного запоминания в обучении
При смысловом запоминании всегда происходит мыслительная перестройка учебного материала. Он упорядочивается и организуется в соответствии с опытом и знаниями учащегося. Отбрасывается второстепенное, выделяются смысловые опорные точки, целые обширные куски заменяются их обобщенными обозначениями (А.А. Смирнов). Смысловое запоминание переводит единицы учебного материала в единицы своего опыта, знаний и умений. Увеличение объема смыслового учебного материала увеличивает трудность его мысленной переработки и запоминания.
Связи в учебном материале могут образовываться на основе правил языка. В этом случае можно говорить о лингвистической (синтаксической) его структуре.
Небезразличным для запоминания оказалось расположение учебного материала. Выявлена закономерность, что начало и конец материала запоминаются лучше, а середина «западает». Соседние элементы связываются прочнее, чем отдаленные. Эта закономерность многократно подтверждена в исследованиях Д.И. Красильщиковой.
Важными для организации запоминания учащихся оказались данные о различных структурах изложения учебного материала: алгоритмическая, которая указывает связи объектов, понятий и действий; импликативная, устанавливающая связи новых понятий (объектов) с известными; классификационная, основанная на иерархии связей новых понятий и объектов с известными. Алгоритмическая структура изложения учебного материала больше способствует формированию умений, импликативная - пониманию, классификационная - запоминанию (Л.Б. Ительсон).
Увеличение объема запоминаемого материала также влияет на его результаты. Чем длиннее список слогов, чисел, слов, тем больше времени требуется на запоминание всего списка и каждой его единицы. Эта зависимость носит нелинейный характер, имеет форму кривой с отрицательным ускорением. С увеличением списка трудность запоминания возрастает сначала быстрее, а затем все медленнее.
Эббингауз установил, что 7 слогов заучиваются после одного повторения, 15 - после 25 повторений, 21 слог требует уже 38 повторений, а 30 слогов требуют 48 повторений. Данные Эббингауза были подтверждены Мейманом, А.Н. Леонтьевым и др.