Условия организации продуктивного запоминания в обучении

Нужно выделить и такой параметр, влияющий на процесс запоминания, как осмысленность (А.А. Смирнов, П.П. Зинченко). Осмысленный материал запоминается быстрее и с меньшим числом ошибок, чем неосмысленный. Он также полнее и дольше сохраняется. Так, в опытах Гилфорда 15 не связанных друг с другом трехбуквенных слогов запоминались в среднем после 20,4 повторений, 15 трехбуквенных слов без смысловой связи - после 8,1 повторений.

Запоминание полностью осмысленного материала происходило в 6 раз легче, чем неосмысленного того же характера и объема (Стивенс). Данные о преимуществе осмысленного запоминания перед неосмысленным были получены и А.Н. Леонтьевым (в 1,5-2,5 раза).

Однако осмысленность не является характеристикой самого учебного материала. Она зависит от понятий, сведений, которыми располагает учащийся. Они позволяют наполнить смыслами элементы учебного материала и установить связи между ними. Осмысленность может иметь разные степени: от смутного понимания до отчетливой реконструкции всей информации, содержащейся в сообщении.

Эксперименты на запоминание слов и текстов показывают, что важнейшим его условием является также степень подготовленности учащихся, от которой зависит установление обширных связей запоминаемых элементов и их сочетаний с прошлым опытом. Это условие можно выявить с помощью ассоциативного эксперимента: учащемуся называют слово, он должен быстро назвать все слова, которые возникают у него по ассоциации. Слова, которые вызывают больше ассоциаций, как правило, запоминаются быстрее. Легкость и трудность запоминания слов и текстов определяются также их частотой в речи. Слова, которые часто повторяются в речевой практике человека, запоминаются быстрее (Джекобс).

С осмысленностью материала тесно связан и следующий фактор - структура учебного материала, которая может быть формальной (или логической), содержательной (или семантической), лингвистической (или синтаксической).