Условия организации продуктивного запоминания в обучении
В других исследованиях выявлено, что трудность при запоминании слов и предложений связана не столько с их значением, сколько с контекстом, в котором они находятся. Предшествующий контекст создает определенные установки на ожидаемое его продолжение. Чем ближе фактическое продолжение к ожидаемому, тем легче оказывается текст для запоминания. Текст с предсказуемым содержанием запоминается намного легче. Непредсказуемость каждого следующего элемента и их количество усложняют ситуацию воспроизведения.
Частичная предсказуемость называется в теории информации избыточностью сообщения. Установлено, что чем больше избыточность сообщения, тем в среднем меньше информации несет каждый его элемент. Увеличение избыточности материала облегчает его запоминание. И напротив, чем больше информации несет каждый элемент учебного материала, тем он труднее для запоминания. Количество материала, которое должно содержаться в учебном сообщении, зависит от подготовленности учащегося, от наличия у него предварительного опыта, от его знаний и умений. Следовательно, трудность учебного материала определяется степенью его новизны для ученика. Чем выше подготовленность ученика, тем легче протекает запоминание.
Учебный материал может содержать факты, понятия, принципы, действия, операции, которые имеют различную значимость для ученика. Причем он не всегда в состоянии это осмыслить и понять. Так, иногда приходится запоминать сведения, которые важны не только сами по себе, но и для усвоения последующего материала, для решения тех задач, с которыми обучаемый встретится позже. Очевидная значимость материала, подлежащего усвоению, для жизненных целей и перспектив упрощает его запоминание. Значимость может быть практической, познавательной, нравственной, эмоциональной и т.д. Каждый из этих видов значимости улучшает запоминание лишь при условии ее осознания учащимся. Условие значимости учебного материала имеет глубокий фундаментальный смысл для теории обучения в целом, так как оно является необходимым для выделения и освоения любой информации, т.е. всякого научения.