Управление знаниями в информационно-образовательной среде
Прикладные сетевые энциклопедии знаний
Использование современных инструментальных средств расширяет возможности представления учебного материала в нужной форме и облегчает работу студентов с созданным учебником. Однако собственно работа авторов по подбору материалов и их изложению, определяющая содержание учебника, остается традиционной. В результате традиционного подхода сроки написания учебников остаются излишне большими, а их содержание оказывается ориентированным на условия обучения, усредненные по запросам обучаемых и уровню их предварительной подготовки без учета индивидуальных особенностей каждого студента.
В то же время по большинству предметов в современной системе образования имеется несколько пособий разных авторов, изданных разными вузами, эти пособия текстуально различны, но по своему содержанию во многом дублируют друг друга. Адаптация содержания пособий к конкретным запросам на образовательные услуги не предусматривается.
Создание сетевых учебников на основе преобразования таких пособий не может в достаточной мере удовлетворить требования, предъявляемые к учебным материалам в сфере дистанционного обучения. В частности, значительные усилия приходится затрачивать на сопровождение каждого учебника, особенно в динамично развивающихся приложениях. Причем внесение в учебник изменений и дополнений в соответствии с авторским правом разрешается только самим авторам, что не всегда осуществимо.
Разработка содержания учебников и их версий, адаптированных под конкретные запросы, оказывается существенно проще при наличии информационных моделей предметных областей и специальных предметных баз знаний в виде сетевых энциклопедий.
Основой для создания информационно-образовательных сред для ДО на основе сетевых энциклопедий является структурирование знаний, унификация интерфейсов структурных единиц и построение системы управления структурированными знаниями. Возникающие здесь проблемы напоминают аналогичные проблемы построения систем управления данными в автоматизированных промышленных системах, хотя управление слабоструктурированными знаниями в системе ДО выглядит более сложной задачей, чем управление фактографическими данными о промышленной продукции.