Управление источниками кадровых ресурсов профильного обучения

Три показателя (доля совместителей, доля педагогов профильного обучения, работающих в вузе и имеющих учёную степень) характеризуют активное использование школами сетевых механизмов решения кадровых проблем. Доля совместителей, вузовских работников и учителей со степенями кандидата и доктора наук в «успешных» школах существенна, тогда как в «неуспешных» стремится к нулю.

Эти данные убедительно показывают, что кадровое обеспечение ПО в рамках одной школы оказывается малоэффективным. Чем больше людей «со стороны» привлекается к профильному обучению, тем более широкие и разнообразные возможности обучения и профориентации открываются перед учащимися профильной ступени. Причина здесь во многом в том, что профильная ступень имеет принципиально иную, чем предыдущие ступени обучения, социализационную нагрузку. Среди её задач – ознакомить учащихся с разными типами профессий, сферами приложения труда, стилями работы, жизненными путями и т.д. Сделать это силами одних только школьных педагогов вряд ли возможно, поскольку для этой группы людей характерен единый стиль жизнедеятельности (авторитарно-репродуктивно-рутинный). Значительно более успешно названные задачи могут решаться с привлечением (для ведения элективных и профильных курсов) преподавателей и научных сотрудников вузов, преподавателей колледжей, специалистов и работников различных предприятий – реальных субъектов профессиональной деятельности и относительно успешных обладателей профессиональной карьеры.

5. Ни в одной из «успешных» школ не было указано ни на избыток, ни на дефицит педагогических кадров, тогда как в «неуспешных» школах нередко встречается то одна, то другая из этих проблем. По-видимому, в «успешных» школах кадровые проблемы решаются как за счёт собственной активности руководства, так и с использованием возможностей сетевого сотрудничества.