Учение и учебная деятельность как составляющие обучения

Обучение, как уже отмечалось, - это целенаправленное и систематическое научение, позволяющее человеку присваивать различные духовные ценности. Однако это присвоение осуществляется

в процессе собственной деятельности человека, формируя у него психические и личностные новообразования. Следовательно, обучение происходит как бы внутри личной деятельности человека (Л. С. Выготский).

Д. Б. Элъконин отмечал, что обучение развивает человека не само по себе, не непосредственно, а лишь тогда, когда оно имеет деятельностные формы. Связующим звеном между обучением и развитием человека выступает деятельность учения, содержание которой на разных возрастных этапах меняется. Учение имеет место тогда, когда действия человека управляются осознаваемой целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение - специфически человеческая деятельность, которая возможна лишь на той ступени развития психики, когда человек способен регулировать свои действия. Эта способность появляется примерно лишь к четырем-пяти годам жизни ребенка, формируясь на основе предшествующих видов и деятельности - игры, речевого общения, предметных действий.

Учение, таким образом, представляет собой деятельность целенаправленного присвоения человеком общественно-исторического опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта путем осуществления совокупности гностических (познавательных) действий. Деятельность учения - есть деятельность человека по самоизменению путем присвоения элементов социального опыта.

Гностические действия могут быть внешними и внутренними. К внешним действиям относятся практические: двигательные (письмо, взвешивание, измерение), перцептивные (рассматривание, слушание), символические (изображение, обозначение, высказывание). Внутренние гностические действия - это умственные действия: синтезированные перцептивные, формирующие образ предмета; мнемические (выделение смысловых связей, схематизация и повторение и др.); мыслительные (анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение).



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  Следующая > В конец >>