Учебные программы и учебная литература
Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).
Учебный предмет - это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.
Поскольку в качестве предмета совместной деятельности преподавателя и учащегося в обучении выступают научные факты, то специфическая трудность связана с ответом на вопрос, что из обширного многообразия научного знания должно перейти в содержание учебного предмета.
Проблема «наука и учебный предмет» по-разному решается применительно к задачам общеобразовательной, средней профессиональной и высшей школы. Особую актуальность она приобретает для общеобразовательной школы, где наиболее рельефно выступают различия научного и учебного знания. Именно в рамках общеобразовательной школы осуществляется переход от незнания к овладению социально ценным знанием, формируется способность к усвоению собственно научного знания. Возникновение же самой проблемы «наука и учебный предмет» обусловлено не только необходимостью достигнуть определенных целей образования, но и требованием соответствия его содержания познавательным возможностям учащихся, временными лимитами обучения, прогрессом научного знания в целом.
Содержание учебного предмета определяется не каждым отдельным педагогом, а вырабатывается в ходе исторического развития образования как общественного явления.