Творческая деятельность педагога

выделение и описание реальных педагогических ситуаций, в которых проявляется эвристическая деятельность человека или ее элементы;

изучение принципов организации педагогических условий для эвристической деятельности;

моделирование педагогических ситуаций, в которых человек осуществляет эвристическую деятельность с целью изучения ее протекания и научения ее организации;

создание целенаправленных педагогических систем обучения на основе познанных объективных закономерностей эвристической деятельности;

конструирование технических устройств, реализующих законы эвристической деятельности.

В названных аспектах эвристики следует рассматривать творческую деятельность педагога. Приведенные направления составляют критериальную основу построения системы эвристических задач для обучения педагога. В целях краткого пояснения остановимся на каждом из названных аспектов. Исследование закономерностей продуктивных процессов — это широкая сфера научного познания. В пределах педагогической практики следует иметь в виду развитие когнитивных функций, взаимосвязь генетической и средовой детерминации процесса развития психических функций, а также интегративную природу психологических факторов, влияющих на результативность формирования интеллекта обучающихся, развитие мотивации учения, интеллектуальных способностей, креативности и т. д. Нельзя забывать и о влиянии обучения на общее развитие и формирование личности.

В этой связи следует отметить некоторые особенности когнитивной сферы ребенка: «Детская любознательность, если ее удастся сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей», — пишет Н. С. Лейтес. «...Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем, все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», — писал С. Л. Рубинштейн.