Творческая деятельность педагога

Проблемное обучение характеризуется заданным управлением учебной деятельностью, в состав которой входят логические и эвристические способы познания, репродуктивные и творческие методы познания. Многофакторность условий, от которых зависит успешность обучения, обусловливает необходимость прибегать к новым средствам обучения, к конструированию адекватных методов обучения. Механизм проблемного обучения связан с эвристическими методами учебной и педагогической деятельности. Поскольку в процессе обучения учебная и педагогическая деятельности выступают в единстве, то управление эвристическими приемами решения задач учащимися сопряжено с эвристическим поиском логики педагогической информации, служащей средством регуляции учебного процесса. Приобщение педагога к эвристическим методам деятельности — одна из основных сторон профессиональной подготовки учителя. Но было бы преувеличением сказать, что каждый учитель, неизбежно встречающийся в практике с изменчивостью условий преподавания, изобретает совершенно неизвестные до сих пор методические приемы. Скорее, речь идет об адекватности используемых приемов и их сочетании. Вместе с тем нельзя не учитывать и то обстоятельство, что многие ситуации не поддаются типизации в силу индивидуальности педагога и его учащихся. Кроме того, далеко не всегда учителем программируется творческая деятельность — например, если он не умеет осуществлять правильное руководство решением учебных задач. Причина может состоять и в объективной сложности творческой деятельности и ее организации.

Технология составления учебных задач и включение их в учебный процесс рассматриваются в аспекте проблемного обучения. В школьной практике чаще применяются стандартные задачи. Но даже если они носят эвристический характер, решение их не всегда подвергается глубокой педагогической интерпретации, не осуществляется анализ задачи по принципу приближения, не изучаются приемы аналогии, не рассматриваются способы поиска существенных связей и отношений для решения задачи. Иными словами, не препарируется структура задачи таким образом, чтобы действия стали предметом внимания и изучения.

Педагогическая эвристика как наука предметом своего исследования считает:

познание закономерностей продуктивных процессов обучения на основе психологических особенностей их протекания;