Традиция: социокультурные и педагогические аспекты
Это феномен, который выражающий объективно существующую преемственную связь, благодаря которой наследуются представления о цели, задачах, сущности педагогического процесса, средства и механизмы реализации цели, характер взаимодействия субъектов. Эта связь формируется в результате внешней детерминации и ценностного выбора субъектов педагогической реальности и обеспечивает ее устойчивое развитие.
Таким образом, педагогическую традицию можно рассматривать как специфическое проявление феномена социально-культурного наследования. Это средство передачи от поколения к поколению педагогов значимых концептуально-теоретических представлений и способов педагогической деятельности. Природа педагогической традиции двойственна. Она субъективна, поскольку формируется и существует при участии «заинтересованных лиц» – ее сторонников и носителей, – но в то же время она и объективна: ее содержание задается историческими особенностями социально-культурного контекста, в котором она локализуется. Она стабильна и изменчива. В содержании и структуре педагогической традиции диалектически взаимодействуют старое и новое. Следовательно, традиция – не только продолжение инноваций, но и основа и ориентир новаторского поиска. Все это делает оценки традиции в рамках противопоставления «консервативное – прогрессивное» несостоятельными, поскольку каждое из этих определений не учитывает природу этого феномена.