Традиция: социокультурные и педагогические аспекты

Она одновременно объективна и субъективна, концентрирует в себе исторически проверенный опыт и вместе с тем отражает результат ценностного выбора человека, ее носителя и защитника. Традиция прерывна и бесконечна, изменчива и устойчива. В ее со-держании диалектически взаимодействуют старое и новое. Все это позволяет рассматривать ее как диалектическое продолжение инноватики, т.е. обновления бытия.

Эти феноменологические черты в педагогике наполняются специфическим содержанием. В общественном и профессионально-педагогическом сознании педагогическая традиция появляется под воздействием социально-культурных и личностно-психологических факторов. Это сознание порождает, с одной стороны, педагогические ценности и идеалы, представления о должном, с другой, –социально-культурный заказ системе образования, служащий ориентиром для отбора и наследования педагогических представлений и практического опыта.

«Здание» педагогической традиции, таким образом, содержит три взаимосвязанных «этажа», соответствующих педагогической аксиологии, теории и практике. При этом аксиологический, отражаясь в ментальных структурах, имеет глубокие социально-культурные корни и одновременно принадлежит и социокультурному контексту, и педагогической традиции. На этом уровне происходит трансформация внешних факторов в собственно педагогические, определяются социально-культурные ориентиры для концептуально-теоретических разработок сущности педагогического процесса, его целях и результатах, позициях субъектов, характере взаимоотношений, участников и средств общения. и практического опыта реализации теоретических конструкций. Основанием для выделения педагогической традиции может стать практически любой элемент педагогического процесса.

Считаем необходимым выделить в содержании педагогической традиции ядро, которое включает давно освоенный и признанный педагогический опыт и приоритетные представления современности: оно консервативно, а динамика его обнаруживается в пределах достаточно длительного временного отрезка. Ядро окружено диффузным пространством, которое относительно легко подвергается изменениям, появляющимся в результате личностного и общественного освоения традиции или ее исторической динамики.

Проанализировав традицию как феномен бытия, выявив ее сущностные характеристики, мы предлагаем такое определение педагогической традиции.