Традиция: социокультурные и педагогические аспекты

Если социально-культурный контекст, взятый в конкретном историческом выражении, задает их содержательные границы, то ценностный выбор субъектов, носителей традиции, определяет ее содержание, которое формируется на пересечении трех принципов: детерминизма, историзма и ценностного выбора. В результате воздействия внешних факторов в содержании традиции воплощается социально-культурный опыт, имеющий в каждую эпоху свою конкретно-историческую специфику. Ценностный выбор вносит в этот процесс субъективные смыслы.

Традиция – изменчивый феномен. Динамика его наполнения разворачивается в двух измерениях – в «вертикальном» и «горизонтальном». Первое позволяет рассматривать ее в логике законов исторического развития. В этом случае ее динамика может моделироваться как смена этапов. Вначале она зарождается, появляются значимые для личности или социальной группы идеи, на основании которых создаются программы деятельности и постепенно формируется информационный массив. Далее происходит прогрессивное развитие традиции, она получает признание в обществе, которое привносят в нее новые элементы, не нарушающие, однако, устойчивости традиции. Корреляция старого и нового обеспечивается толерантным подходом к ценностям воспроизводимого опыта.

Возможен и естественен регресс традиции, когда утрачивается связь между традицией и меняющимися социально-культурными условиями, в результате чего она теряет свою значимость для большинства ее носителей. Опыт, зафиксированный в традиции, воспроизводится механически, как привычный ритуал. По мере развития традиции старое в содержании традиции постепенно вытесняется новым. Изменения могут касаться и консервативного ядра традиции, и ее более поздних пластов.

Возникновение новой традиции не означает гибели старой: зародившись в историческом прошлом, она обновляется и обогащается в новых условиях развития общества. В таком случае имеет смысл говорить о ее «горизонтальной» динамике, обусловленной процессом формирования прогрессивных реалий. Связанная прежде всего с личностным освоением отстоявшегося опыта и его критическим осмыслением через призму субъективного понимания общей картины действительности, эта динамика не приводит к кардинальным изменениям в ядре традиции, но обеспечивает появление ее вариантов. Вариативное тиражирование, будучи органичным «способом существования традиции» , делает ее, по сути, стабильной, а ее динамику перманентной. Следовательно, «горизонтальное» и «вертикальное» изменения открывают в традиции противоположные свойства: прерывность и перманентность, прерывность и дискретность, по терминологии В.В, Налимова.

Итак, с культурно-исторических позиций традиция предстает органическим элементом социально-культурной реальности, обладающим двойственной природой.