Традиция: социокультурные и педагогические аспекты

В содержании традиции сконцентрирован отобранный, выверенный временем опыт, обращение к которому позволяет выделить два содержательных блока: «знаниевый» и практический. Первый формируется как «информационный массив», отражающий все сферы общественной жизни, передаваемая от поколения к поколению «мудрость всех слоев общества» . Традиция обогащается в процессе преобразующей деятельности человека, в ней воспроизводятся стратегия деятельности, ее формы, методы и приемы, нормы и образцы, оправдавшие себя в прошлом, а также опыт эмоционально-ценностных отношений, возникающих в деятельности.

Так как в традиции представлен опыт, выверенный поколениями, можно говорить о том, что ее содержание обусловлено историческим достоянием культуры, уровнем ее развития, устойчивостью наследования. Перед каждым новым поколением она предстает как готовый образец ценностей, отношений, деятельности. Разумеется, традиционным становится не любой опыт. Молодое поколение должно отобрать все то ценное. Что сохранилось в процессе эволюционного развития, с учетом традиций, которые надо использовать, чтобы не прервалась связь времен. Выявление и оформление традиции – это всегда отбор, тщательное процеживание «через строгое сито» актуальности опыта прошлого. Поэтому, будучи объективной, она вместе с тем является результатом ценностного выбора, который происходит на пересечении социально-культурной действительности и субъективной оценочной деятельности носителя традиции.

В формировании традиции участвуют «когнитивные структуры», «стереопитизированные структуры сознания», «установки», «идеалы» , «накопленные смыслы», «образцы ощущений, мышления и поведения» . Существует связь между традицией как атрибутом объективной реальности и социально-культурным становлением человека. Осваивая представленный в традиции опыт, человек проникает в «ментальное пространство» социальной общности и становится ее членом. В таком контексте традиция, будучи средством социализации и инкультурации индивида, выступает и условием, обеспечивающим стабильность и целостность общности.

То, что объективный культурный опыт становится традицией под воздействием представлений об идеалах и ценностях, хранящихся в индивидуальном или коллективном сознании, позволяет сделать вывод, что внешние и внутренние факторы по-разному «участвуют» в оформлении тех или иных традиций.