Типология педагогических ценностей

Мы можем построить ценностный ряд педагогики 70 – 80-х годов ХIХ века. Нам представляется, что в этом ряду несколько «концентров», включающих собственные ценностные подсистемы.

Первый создан категориями «человек» и «жизнь», которые «притягивают» к себе понятия, называющие личностные и гражданские характеристики человека: нравственность, совесть, самоотречение, самосовершенствование, любовь, духовность, служение, патриотизм, воля и готовность к практическому делу, полезная деятельность, гражданский и общественный долг, труд. В совокупности они передают представление об идеале человека, готового к «истинно-человеческой жизни», поэтому мы их назвали этико-педагогическими ценностями.

Второй концентр создают понятия «школа» и «образование». В его пределах находят место категории, относящиеся к школе как социальному институту и школе как культурному феномену. Это политическая автономия и доступность, польза школы для общества и человека, ее предназначение осуществлять преемственные связи между поколениями, быть проводником национальной и общечеловеческой культуры, воспитывать «общественного деятеля». Это социально-педагогические ценности.

Третий концентр создает понятие «учитель». В него входят категории и первого и второго ряда, но уже в ином смысловом преломлении – как профессиональные и личностные представителя социальной группы. Это профессионально-педагогические ценности.