Типология и многообразие образовательных учреждений
Состояние современного образования характеризуется сменой педагогических парадигм. Появляющиеся в современном образовании новые системы, технологии, подходы рождают новое психолого-педагогическое отношение к процессу обучения, которое получило название инновационного. Инновационные процессы – новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров. Среди инновационных педагогических процессов следует выделить следующие:
• появление авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей и гимназий;
• осуществление перехода массовой школы на вариативные программы, методики обучения и воспитания;
• разработка региональных программ развития образования, учитывающих социально-экономические и культурно-этнические особенности субъектов Российской Федерации;
• активное обновление содержания общего среднего и профессионального образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации;
• перестройка организационных форм, методов обучения и воспитания с учетом личностно ориентированного и личностно центрирированного подхода;
• переход образовательных учреждений из режима функционирования в режим устойчивого развития;
• создание в образовательных учреждениях диагностической службы (валеологической, психологической, социологической и др.);
• управление качеством образования на диагностической основе;
• осуществление непрерывного процесса повышения квалификации педагогических кадров;
• развитие творческой инициативы, профессиональной компетентности и педагогической культуры работников системы образования.