Технология реализации социальным педагогом коммуникативной функции
Общение выступает в качестве неизбежного условия активности человека, его социализации в обществе. С его помощью осуществляется социальная детерминация многих сторон психического развития личности. Общение – сильнейшее средство формирования у человека отношения к другим людям, а также к самому себе. Посредством общения человек строит отношения с окружающими его людьми; через познание другого человека познает себя, формирует собственное «Я».
Педагогическое общение – это не просто действия того или иного субъекта или воздействие одного субъекта на другого, а процесс их взаимодействия.
В ходе взаимодействия обнаруживаются: содействие (или противодействие, которое разрушает общение), согласие (или противоречие, что также затрудняет общение), сопереживание (или равнодушие), тактичность (или бестактность) одного субъекта по отношению к другому. Педагогическое общение, организованное социальным педагогом, предполагает включение интересов, переживаний клиента в сферу своих интересов.
Социальный педагог в процессе реализации коммуникативной функции помогает своему клиенту (ребенку, подростку, взрослому) не только организовать общение как простой обмен информацией, но и прилагает усилия к тому, чтобы привести его к духовному эмоциональному взаимодействию, способствующему формированию самосознания, гармонии отношений с самим собой, с окружающими людьми (сверстниками, взрослыми), с социумом, что благоприятствует успешной социализации личности.
Основные функции педагогического общения
Исходная функция – открытие партнера на общение: пробудить желание выйти на общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью; убедить партнера в его свободном выборе характера общения, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить в положительном отношении к нему другого человека.