Технология реализации социальным педагогом коммуникативной функции

Например, в ходе установления и развития контактов с детьми учитель предлагает собственный стиль общения, который может по-разному восприниматься учениками. В свою очередь для учащихся тоже характерен свой уровень и характер общения. В процессе совместного выявления норм и правил общения складываются ситуации взаимодействия или противодействия.

Аффектно-коммуникативная функция затрагивает эмоциональную сферу, в которой проявляются отношение участников общения друг к другу, их настроение, самочувствие и т.д. Происходит обмен эмоциями (сопереживанием, безразличием, участием, гневом, равнодушием). Учителю важно помнить о том, что эмоция радости должна преобладать во всей палитре отношений. Если взрослые часто радуются вместе с детьми, они учат их быть счастливыми. Это особый обмен – обмен внутренним миром, и никакой другой вид человеческой активности его заменить не может.

Следующая функция – познание людьми друг друга. Вступая в контакт с другим субъектом, человек составляет представление о нем. Установлено, что достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Большое значение в эффективной реализации данной функции имеет опыт общения, накапливаемый в ходе взаимодействия с другими людьми.

Наконец, воспитательная функция как наиболее общая и социально значимая. Воспитание человека происходит на всех этапах общения, осуществляемого в любых формах и с помощью различных средств. В ходе этого процесса формируются и развиваются интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы личности, ее социально-ценностные отношения и др.

Правила педагогического общения

Первое правило – формирование чувства Мы. Достигается устранением ряда барьеров, которые могут возникать в процессе взаимодействия. Педагог должен следить за тем, чтобы не вторгаться в личное пространство ребенка, не давить на него. Оптимальная физическая дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благоприятно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.