Технология реализации социальным педагогом коммуникативной функции
Функция открытия партнера на общение играет решающую роль на начальном этапе общения: оно состоится или не состоится. Важно поддерживать партнера в его выходе на общение, оказывать ему помощь, приняв часть его трудностей на себя, с уважением относится к его внутреннему миру, стимулировать активное проявление свойственных только его личности особенностей.
Функция соучастия выполняет центральную роль, ибо помогает партнерам не только войти во внутренний мир Другого, проживая его духовные события, но и раскрыть часть своего «Я» перед Другим. Данная функция обеспечивает механизм транслирования одного «Я» другому «Я».
Функция возвышения позволяет оказывать на воспитанника такое влияние, которое обеспечивает в ходе взаимодействия уровень современной культуры общения и благодаря духовным и физическим усилиям дает реальные возможности совершить восхождение к нравственным новообразованиям. Содействовать восхождению – значит помогать ребенку достичь наивысшего в том, на что он пока способен: быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее.
Анализ существующих в науке различных подходов к определению функций общения позволяет выделить ведущие функции, которые реализуются в ходе образовательного процесса (Г.В. Никитина, А.М. Саломатин).
Важнейшая из функций общения – информационно-коммуникативная. Она служит для передачи и приема информации с помощью различных средств (вербальных и невербальных). Постоянный взаимообмен и обсуждение событий, фактов, явлений между субъектами органично вплетаются в целостный педагогический процесс, составляют его основу.
Регуляционно-коммуникативная функция заключается в регуляции поведения субъектов, вступающих в общение. В процессе взаимодействия формируются и проявляются такие феномены, как совместимость людей, общий стиль деятельности, синхронизация действий и т.д. С реализацией этой функции тесно связаны подражание, внушение, убеждение, выработка представлений о нормах и правилах поведения.