Технология проблемного обучения как источник образовательно-культурной среды

Известно, что эволюция общества во многом определяется профессионально-педагогической культурой, ее преобразовательной функцией, а также функцией сохранения и трансляции. Инновационные тенденции профессиональной культуры педагога выполняют роль прогрессивной перестройки общества посредством создания образовательно-культурной среды в учебных заведениях. Основными целевыми назначениями инновационных педагогических технологий являются их индивидуальная ориентация на учащихся, технологическая компетентность и направленность на познавательную деятельность, интеграцию общих и специальных умений.

Применение таких технологий связано с обеспечением ряда условий, среди которых существенное значение имеет содержательное и структурное соотношение общеобразовательной и предметной информации, их гносеологических функций. Эта проблема касается широкого круга вопросов реформирования профессионального образования, выбора приоритетов и стратегий, образовательных стандартов и учебных программ.

Технологии образования и обучения занимают особое место в трансляции культуры общества и развитии культуры человека. Они реализуют потенциальные возможности непосредственного влияния на развитие личности и эволюционную культуру общества. Развитие общей и образовательной культуры педагога также неотделимы друг от друга, как развитие личности и общества.

Технология профессионально-развивающего обучения, составляющая психологические условия формирования личностной культуры, находится в глубоком взаимодействии с движением научной информации, во многом определяет успешность образовательного процесса и технологии образования. Формирование профессиональной культуры в аксиологическом и технологическом направлениях — единый процесс. Учебная среда является фактором, влияющим на развитие культуры сознания и образовательной культуры обучающихся. Функции инновационных педагогических технологий состоят не только в передаче культурного наследия — теоретических предметных знаний, но и в стимулировании и развитии познавательных действий и формировании культуры управления учебной деятельностью. Сложившаяся в процессе деятельности личностная культура учащихся отражает культуру учебного труда, определяет мотивацию самообразования и общую культуру личности.