Технология планирования коррекционной работы
На основе вышеизложенных научно-теоретических и методических позиций предлагаем технологию планирования коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении в рамках занятий по развитию познавательной деятельности. Охарактеризуем ее этапы, представляющие собой «шаги» деятельности учителя-дефектолога от начала учебного года до начала осуществления коррекционной помощи.
Первый этап - диагностический.
Цель - выявить причины возникновения трудностей детей в учении.
Зачастую на практике деятельность учителя-дефектолога сводится к так называемой симптоматической коррекции: при трудностях ребенка в овладении чтением - занимаются с ним чтением, при трудностях в написании слов под диктовку - используют соответствующие упражнения и т. п. Между тем тот или иной симптом трудности в обучении может быть связан с различными причинами его возникновения .
Так, например, если ребенок при письме под диктовку пропускает буквы, это может быть обусловлено или низким уровнем развития фонематического слуха, или несформированностью приемов самоконтроля, или слабой концентрацией внимания, а также другими психологическими причинами. Если учащийся плохо списывает с доски, это может говорить о несформированности навыков самоконтроля или о низком уровне развития произвольности, о недостаточном объеме внимания или о низком уровне развития кратковременной памяти, о недостаточном развитии зрительного восприятия или координации в системе «глаз - рука» и т. д. В связи с этим содержание коррекционной работы с детьми, трудности в учении у которых могут проявляться одинаковыми симптомами, будет различным, так как различны причины возникновения учебных затруднений.
Поэтому на данном этапе работы в процессе диагностического обследования учащихся учителю-дефектологу важно выявить симптомы учебных затруднений и получить ответ на вопрос о причинах и механизмах их возникновения у детей, что и определит направленность и содержание требующейся коррекционной работы. При психолого-педагогическом обследовании учителем-дефектологом учащихся I класса выявляются проблемные зоны развития, из-за которых у детей могут возникнуть трудности в учении.