Технология педагогического разрешения конфликта

Если учитывать влияние конфликта на последующую жизнь и развитие коллектива, то различают конфликты, дающие осложнения – так называемый послеконфликт – и конфликты, не имеющие каких-либо отрицательных последствий.

Послеконфликт проявляется в негативном поведении или чувстве неудовлетворенности после того, как конфликт считается разрешенным. Это значит, что конфликт не был разрешен или был разрешен несправедливо, либо применялись методы, задевающие личное достоинство партнера.

Возникновению послеконфликта могут способствовать преждевременное или неполное урегулирование конфликта, неудовлетворенность интересов, несанкционированные действия или непредвиденные обстоятельства, которые можно было предусмотреть, заверения выполнить что-либо без взятия на себя обязательств и др. Очень существенны также психологические и поведенческие факторы: стремление найти виновного, а с себя снять вину, расчет на одностороннюю выгоду, недостаточные возможности «сохранить лицо», ощущение давления и принуждения, изменение баланса сил между участниками конфликта.

Структурные факторы возникновения конфликтов обычно связаны с существованием формальной и неформальной организаций социальной группы. К этой сфере могут быть отнесены вопросы, связанные с собственностью, социальным статусом, властными полномочиями и отчетностью, различными социальными нормами и стандартами, традициями, системой безопасности, поощрениями и наказаниями, географическим положением (добровольная или вынужденная изоляция либо открытость, интенсивность контактов), распределением ресурсов, товаров, услуг, доходов.

Ценностные факторы – принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем. Это общественные, групповые или личностные системы убеждений, верований и поведения , идеологические, культурные, религиозные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды.