Технология контекстного обучения
Разрываем ли этот круг? Цель - это "предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия". Представление, образ специалиста, КАКИМ он должен получиться в итоге обучения, может быть только в сознании преподавателя, но не студента, так как предвосхищение результата может появиться только на основе знаний и опыта. Этих знаний и опыта у них нет, но нет и интереса к учению. Не желая учиться, они борются против собственного будущего - не в этом ли заключается драма обучения?
Эта же логика включается, когда надо развести понятия "содержание обучения" и "содержание образования".
Содержание обучения - это то, что содержится в учебных планах и программах. Очевидно, что при одном и том же содержании обучения люди получают разный уровень образования, что зависит от индивидуальных особенностей людей, личности педагогов, типа выполняемой ими деятельности, уровня активности человека, материально-технических условий обучения.
Содержание образования - это уровень развития личности, предметной и социальной компетентности человека, который формируется в процессе обучения . Следовательно, целью образования становится "выращивание" личностного потенциала. Но можно ли вырастить личность авторитарными способами, методами и условиями традиционной технологии обучения? Очевидно, что нельзя. Это стихийно осознали педагоги-новаторы, пытаясь создать активную обучающую среду, методы и формы обучения, пытаясь изменить функции преподавателя. Казалось бы, если перефразировать классика, педагогическая система беременна инновационными процессами, но нет повивальной бабки, которая помогла бы младенцу появиться на свет. В школе новые технологии сдерживаются консерватизмом дидактических схем и моделей обучения, а в вузе - презрением преподавателей к педагогическим теориям, незнанием их и отсутствием стимулов к знакомству с ними.
Контекст как базовая категория ТКО.
Понятие "контекст" пришло в другие науки из логики и лингвистики, поэтому в психологии и педагогике статуса категории оно еще не приобрело и в словарях этих наук не описано.