Технология и теория обучения
В технологиях обучения фиксирована нормативная деятельность педагога, обеспечивающая наиболее эффективные способы учебной деятельности в связи с критериями оптимальности и пред-почтительности выбора критериев. Но это вовсе не означает, что нормативная деятельность педагога является репродуктивной. Необходимо иметь в виду, что функционирующая учебно-педагогическая система всегда содержит некоторую степень свободы в управлении учебной деятельностью. Даже репродуктивная технология позволяет варьировать темп учебной работы, быстроту выполнения учащимися отдельных познавательных операций, производить адаптацию к имеющимся условиям обучения и индивидуальным особенностям учащихся, а также осуществлять выбор доминирующих критериев обучения и развития.
Подготовка будущих учителей нуждается в совершенствовании прежде всего в области технологии обучения. Среди педагогов еще нет ясного представления о технологическом знании и о том, каково отношение между технологией обучения, дидактикой и педагогической техникой. Разведение этих понятий связано с уточнением предмета исследования и его описания. С этим положением все авторы согласны, однако педагогическую технологию понимают по-разному.
Педагогическая технология — это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике, т. е. мысленный аналог реальности. Функция ее имеет прогностическую направленность, но этим не исчерпывается весь объем назначений технологии. Кроме проектирования технология предполагает и внедрение стратегии обучения в практику через систему процедур и операций.
Технологию обучения часто рассматривают на уровне конкретной методики, сужая, таким образом, ее роль до конкретных действий и способов обучения на практике. В таком случае технология обучения выполняет роль инструментария в педагогическом процессе. Имеются мнения, согласно которым технология обучения выполняет исключительно теоретическую функцию, при этом роль технологии в осуществлении процедур педагогического управления не рассматривается.