Технология и теория обучения

Третий способ позволяет искать решение в условиях неполной информации. Он заключается в установлении инвариантных ситуаций деятельности, однозначно определяющих конкретную про-грамму действий. Третий способ ведет к максимизации критериев упорядочения действий и тем самым к увеличению неопределенности имеющейся информации, а следовательно, и к сближению с эвристическими процедурами принятия решения.

Таким образом определяются состав и последовательность педагогических и учебных действий, фиксированных в технологии. Ведь принимаемые решения есть не что иное, как выбор способа управления учебной ситуацией, выстроенной на основе критериев достижения цели и критериев информационной предпочтительности. Решения одной, двух и многих задач обобщаются, выделяется инвариант решения, дающий наиболее положительный результат, который и оформляется в технологии обучения в виде цепочки действий педагога или дихотомически построенной системы действий педагога. Линейное построение педагогических действий влечет за собой соответствующую структуру действий учащихся. Дихотомические способы управления, создающие условия для выбора педагогом наиболее рационального способа действий, предполагают наличие выбора учебных действий. Возможны и сочетания этих вариантов построения технологий обучения.

Имеющиеся программы обучения и технологии различаются прежде всего по степени детерминации учебных действий на операционном уровне. Познание учащимися свойств объекта определяется педагогом посредством созданных им познавательных ситуации. Педагог средствами управления задает способ и структуру учебно-познавательного процесса. Поисковая цель становится мотивом, если удается вызвать и поддерживать стремление учащихся решить учебную задачу, устранив имеющееся в ней информационное противоречие. Неопределенность, содержащаяся в задаче, становится стимулом эвристического поиска, логического построения информации и репродуктивного процесса, связанного с актуализацией необходимых знаний.