Технология и теория обучения

Генетическим источником технологии обучения, построенной на педагогической эвристике, являются исследования Д. Пойа. Теории деятельности С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева стали ключевыми теоретическими позициями для создания современных инновационных технологий обучения. Теоретические положения Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития являются основополагающими для разработки технологий педагогического управления развитием учащихся.

Технологии обучения отражают процесс регуляции учебной деятельности. Благодаря реализации технологий обучения создаются необходимые условия для развития учебной деятельности, формирования активности учащихся, осознания ими познавательных действий и усвоения содержания учебного материала.

В процессе профессиональной подготовки особое значение приобретает не только усвоение правил деятельности, но и принятие решения, причем способ решения определяется взаимосвязью условий деятельности и выбираемых целевых критериев.

Технологии могут предполагать один их двух типов учебной деятельности: репродуктивную или продуктивную, между ними имеют место многочисленные переходы. В первом случае в технологии закреплены педагогические действия, детерминирующие репродуктивную учебную деятельность. Во втором предусмотрены эвристические процедуры и самостоятельность учащихся в решении учебных задач, поэтому педагогическое управление носит нежесткий характер, для его построения избираются наиболее вероятностные способы обеспечения той или иной степени свободы учебных заведений, необходимой для достижения цели. В. Д. Шадриков выделяет три способа подготовки и принятия решения.

Первый способ заключается в следующем: субъект предполагает осуществить поиск информации, необходимой и достаточной для подготовки детерминированного решения.

Второй способ допускает реализацию решения в сложных и временных условиях, предполагается вероятностное решение, происходят минимизация критериев предпочтительности и выбор такого способа, который, не являясь оптимальным, допускает реализацию решения. Этот способ характеризуется использованием не только и не столько нормативных, сколько эвристических и статистических правил.