Технология и теория обучения
Педагогические технологии должны быть адаптированы к уровню подготовленности учащихся, их информационной осведомленности и деятелъностной готовности. Поскольку в реальной обстановке психолого-педагогические условия могут значительно отличаться друг от друга, то и конкретная информационно-логическая структура управления учебной деятельностью не должна быть однозначной. Разнообразие условий приводит к созданию вариативных технологий и способов их внедрения в учебный процесс: цели и условия оказывают существенное влияние на выбор технологии обучения. Именно поэтому возникает необходимость введения специальных механизмов управления учебной деятельностью и применения соответствующих технологических процедур, оказывающих своевременное и эффективное влияние на создание учебных ситуаций, необходимость целевого программирования уровня трудности предъявляемых учебных задач, устранение психологических когнитивных барьеров и формирование познавательных потребностей и произвольных учебных действий.
Систематизация технологий обучения может иметь ряд оснований. Цели и функции составляют один из главных параметров. Согласно таксономии учебных целей, разработанной Б. Блумом , они образуют следующую иерархию: 1) знание, 2) понимание, 3) применение, 4) анализ, 5) синтез, 6) оценка. Чтобы конкретизировать эти цели, в процессе обучения требуется применить обучающие технологии, в которых цели состоят в конструировании педагогического управления такой учебной деятельностью, успешное выполнение которой потребует от учащихся соответствующих умственных и практических действий.
В зависимости от того, на каком уровне сформированности проектируются учебные действия, определяется функционирование учебной деятельности и задается педагогическая регуляция. Самостоятельность учебной деятельности тоже является основанием для систематизации технологий обучения по признаку их детерминации.