Технология и теория обучения

Целевое назначение технологии обучения основано на функциональном анализе управления учебным процессом, который предполагает сопряженность действий педагога и обучающихся. Информационный состав взаимодействия педагога и учащихся, его структура и смысл отражают теоретические принципы учения и обучения, нормативные регуляторы психолого-педагогической среды. Разработка гарантированных технологий обучения возможна лишь в тех случаях, когда цели и конструктивные принципы управления согласованы между собой, реалистичны и адекватны условиям управления поведением и развитием обучающихся.

В педагогической науке наряду с технологиями обучения имеют место образовательные технологии. И те и другие проектируют информационную структуру и психолого-педагогический механизм развития личности, который действует в зависимости от информационно-инструментальной совокупности условий. Предполагается, что содержательно-информационный аспект определяется главным образом образовательными технологиями, а процессуальный — технологиями обучения, хотя четких разграничении между этими технологиями в науке не установлено. Все известные модели интеллектуального управления реализуются в обучающих системах посредством описания информационных процессов и вербального управления учебно-познавательной деятельностью, которая направлена на решение предметно-содержательных задач.

Технологии обучения интегрируются в технологические системы. Являясь научно обоснованным прикладным инструментальным знанием об управлении учебной деятельностью, технологии обучения и их системы определяют достижение целей.

Технологии обучения предусматривают структурирование информации согласно индивидуальным особенностям ее восприятия, функциональную перестройку теоретического знания в ин-формационную систему управления, адаптацию педагогической среды в учебную ситуацию, стимулирующую формирование информационных образов и мотивированности учебных действий.

Теория обучения должна быть переведена в технологию обучения, если ставятся образовательные, социальные и персонализированные цели обучения.