Технология и теория обучения
Технологическим принципом профессиональной подготовки педагога является единство целей, функций, содержания, методов обучения, создающих ориентацию на будущую профессию. Соблюдение этого условия определяет выбор и разработку педагогических технологий, выполняющих роль средств и инструментария обучения. Движущими силами развития педагогических технологий являются противоречия:
между постоянным обновлением требований общества к специалисту-педагогу и теми сложностями, которые возникают в ходе их реализации в образовательной профессиональной подготовке;
между вновь развивающимися частными педагогическими системами и необходимостью адаптации к быстро изменяющимся условиям труда и консервативностью образовательной системы;
между социальной ролью учителя и функцией общественных информационно-коммуникативных служб;
между уровнем развивающейся науки и существующим оснащением производств;
между отставанием педагогических вузов в содержании учебных программ, методических пособий и культурой общества.
Эти противоречия создают сложные условия для педагогического образования, адаптации и опережения профессионального становления личности.
Технология обучения строится на теоретической основе. Если, например, методика обучения Л. В. Занкова опирается на теорию развития Л. С. Выготского, то свои принципы она черпает из нее: развитие теоретического мышления учащихся, повышенный уровень теоретической сложности учебного материала, высокий темп учебной работы, индивидуальный подход к учащимся и другие. Эти принципы обусловливают построение технологий обучения младших школьников. Аналогичным примером могут служить технологии обучения младших школьников, разработанные на основе теории содержательного обобщения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.