Технологии обучения
Традиционные методики не ориентированы на выявление индивидуальных когнитивных стратегий, не дают информации о том, что надо развивать и корректировать в познавательной сфере учащегося. В этой связи в технологии индивидуализации обучения на первом месте находится диагностика когнитивных стилей. Зная стилевые особенности понимания учащегося, учитель может подобрать индивидуальные технологии обучения и самообучения, в максимальной степени способствующие умственному и личностному развитию обучаемого. Это становится возможным потому, что конструкт когнитивного стиля «дифференциальность-интегральность» определяет не только индивидуальную специфику понимания, но и личностную организацию в целом.
Данный когнитивный стиль характеризуется на каждом из полюсов тремя параметрами: обобщенностью «образа мира»; эмоциональной насыщенностью «образа мира»; активностью как свойством «образа мира» и соответственно процесса понимания. Выделенный стиль не является биполярным в традиционном смысле.
Параметр «образ мира» характеризует особенности индивидуального смыслового поля, с помощью которого субъект отражает окружающий мир, и выступает в качестве ориентировочной основы поведения и познавательной деятельности субъекта, не сводимой только к научному познанию.
На полюсе интегральности когнитивный стиль «дифференциальность-интегральность» характеризуется ориентацией на целостное восприятие объекта познания, обобщенный смысл «образа мира» и выступает в форме трех подтипов: интегрально-теоретического, интегрально-деятельностного и интегрально-эмоционального.
Интегрально-теоретический стиль диагностируется в том случае, если смысл предъявляемой ситуации воплощен для субъекта в одном понятии, при этом ситуация воспринимается в статике («люди»).