Технологии обучения
В настоящее время индивидуальные стратегии познавательной деятельности в учебном процессе практически не учитываются. Массовая школа ориентирована в основном на тех, у кого доминируют вербально-логические способы познания окружающего мира, поэтому учащийся с аналитическим складом ума оказывается в заведомо более выгодном положении. Считалось, что если учащийся понимает предлагаемые ему обобщенные умозаключения и может их использовать, то это дает основания прогнозировать его успешность в различных видах познавательной деятельности.
Однако каждый человек по-своему познает окружающий мир, по-своему перерабатывает и интерпретирует поступающую к нему информацию, что и отражается на понятии когнитивного стиля.
М.Н. Берулава и Г.А. Берулава выделили интегративный когнитивный стиль «дифференциальность-интегральность», репрезентирующий индивидуальные особенности процесса понимания. Они считают, что понимание должно рассматриваться в контексте всех способов освоения человеком окружающего мира, поскольку познание нельзя свести только к возможностям теоретической рефлексии (научному познанию). В широком смысле понимание выступает как сторона познания, направленная на освоение многообразия мира во всех его проявлениях. «Образ мира» выступает здесь как исходный пункт и результат любого познавательного процесса. Установлено, что основной вклад в построение образа предмета или ситуации вносят не отдельные чувственные впечатления, а «образ мира» в целом. Это означает, что построение образа ситуации, реальности - это прежде всего актуализация имеющегося «образа мира» и лишь затем – процесс его коррекции или уточнения. От сложившегося «образа мира» зависит, какие элементы ситуации будут приняты во внимание, а какие будут проигнорированы.
Понимание является существенной стороной каждого познавательного акта, при этом познание в целом представляет собой нерасторжимое единство двух сторон - отражения и понимания. Многообразие процедур понимания определяется многогранностью человеческого бытия, многоликостью смыслопорождающей и смыслопостигающей деятельности человека. Понимание - это когнитивный акт постижения смысла, который выходит за рамки научного познания вообще.