Технологии обучения
В условиях применения технологии адаптивного обучения время на обучение всех учащихся вместе (учитель-коллектив учащихся) ограничено необходимостью как можно быстрее перейти к самостоятельной работе. Это требует оптимизации этапа объяснения нового учебного материала: вычленить тот материал, которому учитель будет обучать фронтально всех школьников, и спланировать систему таких занятий по всему учебному курсу; научить учащихся фиксировать новую информацию; использовать все необходимые и целесообразные средства наглядности; давать материал укрупненными блоками.
Основная задача этапа индивидуальной работы с учащимися на уроке состоит в их обучении приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности. Предварительно учитель создает условия для индивидуальной работы. В процессе обхода всех учащихся, когда каждому уделяется примерно одинаковое время, он настраивает класс на самостоятельную работу, создавая необходимую эмоциональную атмосферу. Затем он переходит к включенному контролю: наблюдает степень самостоятельности обучаемых, их взаимоконтроль, правильность выполнения учебных заданий. Это позволяет ему оценить ряд учащихся. На фоне самостоятельно работающего класса учитель занимается по специальному графику с учениками индивидуально (учитель-ученик) по адаптивным заданиям трех уровней, требующих репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности.
Самостоятельная работа учеников, которая предполагает общение ученик-ученик, ученик-группа учеников, осуществляется в парных группах: статическая, динамическая и вариационная пары.
Статическая пара объединяет по желанию двух учеников, которые меняются ролями «учитель-ученик». Она обеспечивает постоянное общение друг с другом. При этом значительно активизируется речевая и мыслительная деятельность учащихся, каждый имеет возможность отвечать на вопросы и задавать их, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, исправлять ошибки в момент их возникновения. В статической паре могут заниматься два слабых и два сильных ученика, слабый и сильный при условии взаимного расположения.