Технологии обучения
Учитель работает со всем классом и индивидуально. С одной стороны, он обучает всех учащихся (сообщает новое, объясняет, показывает, тренирует и т.д.), а с другой - работает с отдельными учащимися (управляет их самостоятельной работой; осуществляет контроль и т.д.). Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя.
Учение в условиях применения технологии адаптивного обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: это чтение обязательной и дополнительной литературы, реферативное чтение; решение задач различного уровня сложности; выполнение лабораторных и практических работ; устная речь в парах по проблемам; индивидуальная работа с учителем; контроль знаний.
Технология адаптивного обучения предполагает осуществление контроля всех видов: контроль учителя, самоконтроль опосредованный (технические средства, безмашинные контролирующие программы), внутренний самоконтроль, взаимоконтроль (условно-машинный и свободный). Такая многоканальная обратная связь, предполагающая совершенно иные формы взаимоотношений (учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-коллектив учащихся, ученик-коллектив учащихся), вводится в противовес традиционной одноканальной обратной связи (ученик-учитель), которая не выполняет обучающей функции.
Процесс обучения при рассматриваемой технологии может быть представлен тремя этапами: объяснение нового учебного материала (учитель обучает всех учащихся); индивидуальная работа учителя с учащимися на фоне самостоятельно занимающегося класса; самостоятельная работа учащихся.