Теория управления. Основные понятия теории управления

Рассмотренные выше основные подходы к управлению, обладая определенными достоинствами и дополняя друг друга, развивают теорию управления социальными системами. Поэтому при решении проблем управления образовательными системами целесообразно, в зависимости от вида и сложности решаемых задач, использовать их комплексно, как наиболее общее теоретическое основание.

До 1970–80-х гг. основой управления в сфере отечественного образования являлось школоведение, которое преимущественно ограничивалось обобщением опыта лучших руководителей школ и подготовкой на этой основе практических рекомендаций по организации школьного дела. Постепенный переход от традиционного школоведения к разработке научных основ внутришкольного управления, теоретическому осмыслению наблюдаемых в практике образования процессов и явлений обусловлен распространением идей теории социального управления, существенно активизировавших исследования и разработки в сфере управления образованием.

Значительный вклад в развитие теоретических основ управления внесли многие отечественные исследователи. Среди них М.К. Бочаров (общая теория управления), В.Г. Афанасьев. В.А. Зверев (социальное управление), Ю.В. Васильев, Ю.А. Конаржевский, М.И. Кондаков, М.М. Поташник, Т.И. Шамова, П.В. Худоминский, В.А. Якунин (управление образовательными системами), С.Я. Батышев, А.П. Беляева, А.Г. Соколов, Р.Х. Шакуров (управление профессиональным образованием).

Реализация идей системного подхода положила начало применению новых методов управления народным образованием и образовательными учреждениями. С позиций системного подхода образование рассматривается как сложная социальная система, имеющая свои подструктуры, явления, процессы, между которыми существуют разнообразные связи и отношения.

Как всякая открытая система, школа имеет вход, процессы преобразования и выход. Под входом понимаются учащиеся, материально-технические, программные, методические и другие средства и ограничения (цели и задачи, нормативно-правовые требования). При этом внутреннюю среду школы составляют система ценностей (философия школы), модель выпускника как целевой ориентир школы, а также образовательные, инновационные и обеспечивающие подсистемы. Выходом системы «школа» являются результаты образования.